О разумных пределах автоматизации

Корабль "Союз" с роботом Федором (ныне Скайбот какой-то) не сумел пристыковаться к МКС. Причина банальна и не раз проявлялась в предыдущих полетах - отказ системы взаимных измерений "Курс".

Почему "Курс" так часто отказывает, несмотря на дублирование комплектов - отдельный вопрос к отечественной радиоэлектронной промышленности, здесь мы его касаться не будем. Но во всех предыдущих случаях, начиная с 80-х годов, даже отказ "Курса" не вел к отмене стыковки.

Командир экипажа брал управление на себя и стыковал корабль в ручном режиме. Естественно, новоназванный Скайбот этого сделать не сумел, потому что его этому "не учили". Робот Федор вообще в большинстве сложных операций действует не как собственно робот, т.е. полностью автоматическое устройство, а как телеоператор.

Повторюшка, если по-русски, которая удаленно копирует действия человека. Но сидя на Земле, корабль не состыкуешь - пробовали строить такие контура управления, но из-за задержки сигнала и краткости зон видимости не получилось. На автоматических корабля "Прогресс" проблема отказа "Курса" решается с другой стороны, т.е. со станции. На корабле и станции стоит так называемая ТОРУ - аппаратура управления в телеоператорном режиме (снова телеоператор, только , в отличие от Федора, не презентабельный, просто ящик с проводами).

Космонавты со станции наблюдают за подходом "Прогресса" и в случае чего берут управление на себя, "подтягивая" корабль к МКС. Иногда неудачно - на "Мире" Циблиев влепил "Прогресс-М34" в модуль "Спектр", чем, по сути, поставил на "Мире" жирный крест. Но в большинстве случаев стыковки в режиме ТОРУ заканчивались успешно. На "Союзе" ТОРУ не ставилась - зачем, там же командир есть? Хотя ее установка вполне возможна, т.к. системы управления "Союзов" и "Прогрессов" почти одинаковы.

Однако "Союзы" настолько давно не летали в беспилотном режиме, что, похоже, об этом нюансе - "Союз" без экипажа при отказе "Курса" не состыкуется - просто забыли. Или не сочли вопрос важным из-за свойственной России мелочной экономии. На отписках Федора в Инстаграмм сосредоточились. Удивительно, что никто не озаботился более тяжелой нештаткой - а если бы "Курс" из-за неисправности повел корабль на станцию с превышением скорости или мимо узла.

Тогда что - таран? Пролеты в нескольких сантиметрах от станции с большой скоростью имели место на "Салютах" и "Алмазах". В общем, история с Федором дает повод поразмышлять в двух направлениях. А) О вреде и даже серьезной опасности пиара Роскосмоса для космонавтики и космонавтов и Б) о том, что автоматизация должна внедряться в повседневную жизнь, а не в выполнение уникальных операций. В производство массового продукта - на 100% или как можно ближе к этой цифре. А там, где нужно сделать что-то, что может сто раз пойти не так, давайте оставим человека. Таких дел немного и человеков для них нужно тоже немного, как-нибудь найдем желающих.

Подпишись на наши статьи по этим направлениям

В блоге мы постоянно пишем на тему маркетинга, продвижения, разработки веб-сайтов, новых технологиях и много еще другого.